Фестиваль проходил в Липецке с 19 августа по 21 августа 2022 г. Я была приглашена как участник лонг -листа. Участвовала с рассказом «Десять рублей серебром», который к моему удивлению не добрался до шорта, хотя до этого получил победу на «Грушинском фестивале». К сожалению, работы шорт-листа и вообще конкурсантов нигде не выставлены, и посмотреть уровень текстов не получается. Но состав приглашенных авторов меня очень порадовал, ради встречи с ними я и поехала.
Погода подкачала, был ветер и сильный дождь 19 августа, а 20 числа было тепло. 21 августа на мероприятия в с. Доброе я не осталась по личным причинам.
Организация фестиваля была сумбурной. Кому-то уделяли много внимания, кто-то типа меня оставался за бортом.
Из хорошего: удалось пообщаться с интересными авторами, понравился концерт-открытие. Филармония «Унион» — очень уютное место.
Побывала на обсуждении детской секции. Её вели Татьяна Шипошина, Виктория Татур и Софья Милютинская. Обсуждали тексты Александра Евсюкова. Было интересно выслушать мнения настоящих профессионалов о том, какой должна быть детская литература сейчас, о возрастных особенностях восприятия текстов. Не могу сказать, что было что-то новое, но в совокупности с конкретными примерами из текстов Александра — было весьма полезно.
Была задумана Литературная гостиная, которая прошла скомкано, а ведь это мероприятие должно быть центральным. На ней каждый автор рассказывал о себе, о выпущенных книгах, о творчестве. Но ее поставили только для авторов 40+, они выступали и уходили на семинары. К моему выступлению осталось 5 человек, я откланялась и ушла на семинар. Так я и не узнала, какая приехала молодежь, чем она живет и дышит, и обо мне никто не узнал.
Никто, кроме Виктории Топоноговой, которой я подарила свою книгу.
Вечер был сумбурный и кулуарный.
На фото я с Александром Евсюковым, Татьяной Шипошиной, Викторией Топоноговой.
Гостиница была неудобная, элементарные простые вещи в ней отсутствовали, к тому же преодоление множества ступенек для меня стало сущим испытанием. С питанием было много проблем, пицца и булки — это не то, что я могу лопать. Увы. Из-за этих неурядиц я нервничала, а на мои вопросы получала ответ: «Решайте проблемы сами». Что ж… Это выбор.
Второй день прошёл поживее. Погода наладилась, и мы двинулись на экскурсию по Липецку. Она прошла профессионально.
Она началась на Липецком городище …
и закончилась у реконструированного путевого дворца Петра Первого.
Нам очень подробно рассказали об Азовских походах Петра, о том, как отливались на липецкой земле пушки и ядра, как неподалеку строились корабли.
Понравился бювет с минеральной водой, знаменитая Липецкая минералка совсем не похожа на ту, что продается в каждом магазине. Она без естественного газа и немного отдает тухлым, льется холодной. Бювет — популярное место для липчан.
Оттиск руки императора Петра — это артефакт, которым гордится Липецк.
Из-за экскурсии мы пропустили несколько мастер-классов для писателей, и это было обидно. Я бы послушала Викторию Татур.
Мы успели на лекцию по сценаристике, на советы редакторов журнала «Наш современник», «Волга-21 век», «Роман-газета» и «Формаслов».
Советы редакторов носили общий характер, и мне закрадывалась мысль, что лично в моей судьбе писателя мало что изменится. Как не печатали, так и не будут. Но спасибо за уделенное писателям время.
Затем был круглый стол «Отцы и дети», который в писательской среде стал очень обсуждаемым событием. Жаль, что никому из нас слова не дали. Мы лишь послушали точку зрения мастеров.
Как написала «Литературная газета: «
Весьма оживленно прошел круглый стол «Отцы и дети в современной литературе: разрыв или диалог». Нина Ягодинцева была очень эмоциональна:
– Увы, процветает откровенный инфантилизм среди пишущей молодежи. Он носит массовый характер. Культурное поле перенасыщено литсеминарами. В результате появились кочевые авторы, предлагающие к обсуждению одну и ту же подборку. Что касается молодых членов СП, порой они проигрывают в качестве текста непрофессионалам, им приходится объяснять азы стихосложения. Это дискредитация звания писателя, с этим надо что-то делать. Возрастная граница участников семинаров взлетела к 45 годам, и зачастую опыт «отцов и дедов» не отвечает запросам их молодых коллег по литцеху.
Беспокойство Нины Ягодинцевой разделил Андрей Тимофеев. Он сообщил, что в 2023 году на Совещание в Химки будут приглашены авторы книг, а не подборок, и выразил уверенность, что это позволит проводить семинары на качественно другом уровне. Тему продолжила Елизавета Мартынова:
– Как вызвать доверие и научиться доверять? Никакие схемы тут не работают, можно передать только личный опыт. Нужно читать друг друга, не замыкаться на поколенческих приоритетах.
Важное сообщение сделала Мария Знобищева:
– Мне 35, и наше поколение, наверное, очень важно в современном литпроцессе. Мы посредники между «отцами» и «детьми». Считаю, нужно искать взаимодействие с традицией. В русской литературе есть традиция милосердия и сострадания, правдолюбия и всемирной отзывчивости. Нужно сосредоточить все силы именно в этом культурном поле, и возрастные границы тут не так важны».
После этих мероприятий я сразу уехала, не осталась на церемонию объявления итогов и не поехала в Доброе.
В любом случае спасибо оргкомитету за приглашение, из тысячи заявок отобрали 40 человек для участия в фестивале, и мне было приятно, что и меня включили в их число.