Обзор журнала «Дон», № 4, 2022

Опубликован на сайте Печорин.нет

«Глубь степная – что же в ней такого?»[1]

В очередном выпуске журнала «Дон» № 4-6 за 2022 год представлен синтез жанров от смешного до великого, от бытописания до высокой молитвенности текстов. Разнообразие современности диктует необходимость диалога с самым широким спектром читательских предпочтений. Основные публикации выпуска журнала «Дон» № 4-6 за 2022 год: стихи Владимира Алейникова, Карины Сейдаметовой, Андрея Лушникова, Екатерины Блынской, Евгения Степанова, Юрия Могутина, проза Юрия Шипневского, Михаила Харита, Марии Бородиной, Владимира Кузина, статьи и эссе Петра Ткаченко, Александра Балтина и др.

Номер открывается великолепными стихами Владимира Алейникова, о творчестве которого когда-то сказал сам Арсений Тарковский: ««В стихах Владимира Алейникова каждая строчка – гениальная». Гармоничная музыкальность стихов, представленных в данном номере журнала, не зависит от тем, которые затрагивает поэт. Здесь и искание истины, и воспоминания о прошлом, наслаждение золотым полуднем жизни. Скопления тополиных пушинок, напоминающих Млечный Путь, неподражаемое звучание русской речи, родившейся на берегах русских рек, незнакомых трав стебельки, обретение прохлады в расплавленном варе бытия – об этом стихи подборки «Родного родней» и написаны они в Коктебеле.***Славен лад полудня золотого! –Мятного побольше бы вдохнутьСладкого, медвяного, и – в путь,В глубь степную, – что же в ней такого?Чем она притягивает так,Что не подождать, не удержаться?Как устам для песни не разжаться?

Крепкая порука, добрый знак.

В каждом произведении перед читателем открывается лирическая картина родных сердцу мест, любовно нарисованная умелой кистью мастера слова, Владимира Алейникова.

Открытием для российского читателя станет уверенная проза Юрия Шипневского, журналиста и писателя из пос. Голубовского ЛНР. Его рассказы «Терриконщик» и «Сожители» открывают прозаический раздел журнала и по праву являются одними из самых ярких материалов номера. Мир героев из рассказа «Терриконщик» ужасает безнадежностью, нищетой и однообразием существования Бориса и его соседки Катьки. Немного глуповатый и инфантильный Борис, далекий от интриг и хитросплетений человеческих отношений, живет тяжелым трудом, который не позволяет ему выбраться из нужды. Взявший над ним добровольное шефство Ильенко, учит недотёпу жизненной мудрости, постоянно попрекая своей опекой. И чем навязчивее и эгоистичнее поведение Ильенко, который считает себя преуспевшим в этой жизни во всём, тем убедительнее нравственное превосходство Бориса (Боди), владеющего той мудростью, которая недоступна злому и хитрому сердцу. «Сожители» повествует о случайности, которая сопровождает каждый миг жизни человека. Случайность содержится в томительной связи с нелюбимой женщиной, во внезапно настигшей героя неизлечимой болезни, в палатном сосуществовании с незнакомыми людьми, в убогости условий ракового отделения больницы, в нелогичности и нелепости смерти на фоне появившейся надежды на исцеление. Всё это стремительно мелькает на страницах рассказа. Автор не даёт читателю опомниться, раскачаться, привыкнуть к героям. Он погружает нас в бесприютный больничный мир, и так же стремительно выбрасывает из него жестоким финалом, тем самым, заставляя вернуться к тексту и прочитать его отдельные абзацы, размышляя над случайностью и быстротечностью человеческой жизни и смерти.

Уверенная жизненная позиция Карины Сейдаметовой, отражена в ее стихотворной подборке «Степного беркута полёт». Беркут, который кажется прирученным, сидящий на перчатке ловца, становится грозным оружием против врагов Христа. Этот образ сегодня становится необыкновенно актуальным, когда русский мир подвергся небывалой угрозе.

Отдельные строфы Карины Сейдаметовой претендуют на то, чтобы стать афоризмами:***Не кляни февраль, что сир и пег,Не кляни законы мирозданья…Человеку нужен человекВ наказанье или в оправданье.*** Уезжают всегда от кого-то,Было б только к кому уезжать…Эта странноприимная квота

В двух словах – провожать и встречать.

Такие стихи предназначены для чтения в одиночестве в минуты печали, ими хочется делиться как сокровищем с близкими. Строки Карины Сейдаметовой звучат как пароль, чтобы находить близких по духу людей. Удивительно, что современная поэзия в эпоху постмодерна может находить простые ключи к сложным замкам смыслов.

Миниатюры Михаила Харита вносят острую перчинку, нотку юмора и сатиры, отличаясь тем самым от других произведений номера. Немного отстраненный взгляд писателя на своих героев характерен для рассказа «После дождичка в четверг», что позволяет сравнить его с фельетоном. В «Бомже Серже» автор демонстрирует талант фантаста, который может мастерски закольцевать сюжет, сравнить несравнимое и порадовать читателя нестандартным финалом истории.

Вологодский поэт Андрей Лушников с первых строк покоряет знанием истории и её бережной интерпретации. Неудивительно, что журнал «Дон» опубликовал цикл стихов о Тамерлане, хане Сартаке и других персонажах далекой истории великой реки Дон. Цикл называется «Путь травяной да млечный». И словно древний русич, готовясь к битве, Андрей Лушников спрашивает вечную провидицу-кукушку:*** Под землёй воскресло семя.Лета светится макушка.Куковать уже не время.И откуда ты, кукушка?Отчего так многословноТишину заколдовала?Ты кукуешь так, что словно

Тыщу лет не куковала.

Крупная проза представлена в журнале повестью «Реприза» Марины Бородиной из города Пушкино Московской области. В центре повествования судьба клоуна из шапито. И хотя в окуляре внимания автора несколько дней из жизни Антона, мы узнаем о нем всё: от непростых взаимоотношений с родителями до несбывшейся любви, от тайной мечты поставить необычный номер до непонимания коллег и учителя.

Сам Антон ничем не примечателен, как любой обыватель небольшого провинциального городка, и его отличает только необычная профессия. Задаешься вопросом: почему автор избрал именно его персонажем повести, для чего мы следим за его метаниями и размышлениями. В повести несколько сюжетных линий, и все они в равной степени мало раскрывают основную тему исканий Антона, уводят внимание читателя от его фигуры. Вместе с тем, эти мелкие сюжеты, взаимоотношения второстепенных персонажей создают запутанный и несвязный узор из незначительных событий, которые и составляют жизнь обычной семьи и её ближнего круга. Повествование обрывается, оставляя открытый финал. Нам так и не суждено увидеть ни карьерного взлета Антона, ни его разбитой мечты.

Несомненными достоинствами авторского почерка Марины Бородиной являются ее внимание к деталям, наблюдательность и беспристрастное перо, отражающее характеры людей без прикрас.

Стихотворная подборка Екатерины Блынской несет в себе боль войны и трагедию потерь.*** Я выведу войну в суставах, капиллярах,Я вынесу войну, хоть жуть сидит в душе,Я вымолю весну без мин и байрактаров,

Но пепел из волос не выведу уже.

Молитва о павших, страсти по живым, жар сердца над углем копченым – вот чем наполнены строки «Голубиной кротости Кремля». Страшной сказкой, где смерть и жизнь сошлись в вечной битве, предстают стихи Екатерины.

Рассказ Владимира Кузина «Братан» отстоит от других текстов журнала, добавляя в их палитру самых темных тонов. Почти документальное отображение истории мести и преступления, поражает своей жестокостью. Чрезмерный натурализм – вот творческий метод, которым пользуется автор. И этот метод не всем придется по вкусу, хотя выглядит кинематографично, и похож на «хронику убойного отдела».

Евгений Степанов в поэтической подборке «Выразительнее слова» также применяет сниженную разговорную лексику, и его стихи об обыденном и примитивном находят неожиданный отклик в душе читателя, потому что искусство может говорить и на таком языке. Подкупающая искренность убеждает, что только так и не иначе можно сложить строфу:***Век двадцатый суров и кошмарен.Но всегда – как святыни – во мнеДень Победы и Юрий Гагарин,

И мой прадед, что пал на войне.

Что-то шутовское и частушечное, но вместе с тем и горькое есть в строках Евгения Степанова о любви.*** Я не мачо, не плейбой,Развлеченьям – баста.…Ты такая, что с тобой

Боль не так зубаста.

С творчеством этого поэта перекликаются строки Юрия Могутина, чьи стихи вы тоже найдете в журнале «Дон».***Я буду резок, буду краток,Поскольку времени в обрез.Один у смертного порядок:

Родился – мучился, исчез.

Иронические стихи о войне полов, о поезде жизни, который «везёт полтысячи привычек, измен, влюблённостей и грёз», о предрекаемой кончине любого и каждого, а, может, и самого поэта, который чувствует, как «в затылок дышит мне кердык, поскольку вынесен вердикт» вызывают невеселую улыбку.

Литературоведческий раздел журнала богат на интересные публикации.

Статья Петра Ткаченко в рубрике «Прочтение классики» обращается к творчеству Александра Блока и, как указано в статье, автор предлагаемого материала через воззрения поэта обнажает природу тех трансгендерных «проблем», которые, как чума, как болезнь, неведомая земным врачам, как пандемия, охватывают сегодня западные «цивилизованные» страны и народы. Исследователь обращается к одному из очерков А. Блока: «Вот главное, что разрешал поэт в очерке «Катилина»: выявить то, по какой «вечной канве, по какой закономерности свершается жизнь человеческая, – как в древнем Риме, так и в современности». Также внимание уделяется тем стихам знаменитого поэта, которые обнажают примеры безнравственного падения российского общества того времени.

О книге «Обруч» ушедшей поэтессы Лады Одинцовой, «близкого автора журнала «Дон»», рассказывается в статье «Летящая Любовь». Слово об авторе Виктора Петрова, публикация В.М. Васильева.

В рубрике «Курсор» известный критик и литературовед Александр Балтин соединяет размышления о ранах Радищева, космосе Джойса и реальности Стейнбека. Перед нами предстает странно гармоничный калейдоскоп мыслей, наблюдений и выводов о столпах российской и мировой литературы.

Завершает номер очерк Олега Марченко на злободневную тему «Так кто же гонит тюльку?» о проблемах деградация биоценозов Азовского моря и Нижнего Дона.


[1] Строка из стихотворения Владимира Алейникова.

https://pechorin.net/raz/349