Основная часть мероприятий Санкт-Петербургской Ассамблеи проводилась в Райволе с 20 по 23 августа 2021 г. Это чудесное место неподалеку от ст. Рощино, Ленинградская область.
Программа мероприятий была очень разнообразная, я посетила примерно треть. Причина в том, что работа организована по секциям, многие мероприятия идут параллельно.
В первый день я послушала футуторолога. Доклад Константина Фрумкина назывался «Ученый как персонаж: в фантастике и не только». Был дан очень обширный экскурс в 20 век, но потом доклад показался несколько скомканным. Для общего культурного развития — самое то. Читать произведения 20-60 гг. XX века нынче мало кто способен, а сжатое изложение идей, принципов и тенденций в литературе понравилось и пригодилось.
На фото К. Фрумкин.
Затем я посетила круглый стол «Актуальность после актуальности». Его модератором была замечательная Галина Юзефович, ведущий литкритик портала «Медуза» и два модных автора — Дмитрий Захаров и Вера Богданова, чьи книги недавно вышли в «Редакции Елены Шубиной». Авторы размышляли об актуальности и «актуалочке» в фантастике. Обсуждение вышло живым. Как говорили участники, «последние годы актуальная проза на подъеме, в том числе актуальная проза с мощным фантастическим элементом. Ее охотно издают, азартно обсуждают в соцсетях, выдвигают на престижные премии. Но у художественной литературы есть одно малоприятное свойство: любая широко востребованная тема рано или поздно приедается читателям, даже самая злободневная и связанная с реальными проблемами современного общества. К этому неизбежному кризису стоит готовиться заранее».
Вообще, обсуждение было с оттенком грусти. Издается так много книг, что затеряться в их море просто, и очень легко стать «актуальным» писателем, о котором забудут завтра.
Затем было мероприятие «Давайте знакомиться», где собрались писатели, читатели, художники, создатели игр и рассказали о себе. А зачем мы бросали клубочек — это секрет. Ну, если вы не читали русских сказок, то ни за что не догадаетесь.
Вечером великий и ужасный Алан Кайсанбекович Кубатиев травил байки, для чего был выделен отдельный час в большом зале. Можно просто сидеть и улыбаться.
На следующий день начался потрясающий рассказный мастер-класс Леонида Каганова. Это мероприятие съело весь наш рабочий день. Но мы не пожалели.
Это Лео, он как всегда, пытается объяснить «начписам» структуру рассказа «на пальцах».
Слушаю кого-то умного…А было кого. Александр Богданов, Мария Сандлер, Анна Бурденко, Макс Черепанов, Гела Голдберг… Простите, кого не упомянула.
Вечером была лекция Алана Кубатиева. «Цитата. А зачем?» об умении пользоваться чужим текстом.
«Что может добавить вашему тексту отрывок из чужого? Как и зачем он вообще может туда попасть? Может ли он стать вашим? Случается, что даже привычное цитирование, или эпиграф, или заключение наподобие чудесного и печального стендалевского финала в романе «Пармская обитель» способно вывести уже целиком написанный текст в совершенно неожиданное измерение, даже если вы не кинетесь его переписывать.»
Круглый стол «Шуба из неписца: как выйти из творческого кризиса и больше туда не входить» прошел при большом стечении народу. Оказывается, с тем, что уходит вдохновение, столкнулись уже многие. Докладчик Наталья Шнейдер рассказывала, как наступает кризис после издания удачной книги и получения премий. Ох, не надо нам такого!
Рядом со мной Тимур Максютов и Михаил Молчанов. У нас «неписца» не бывает, потому мы смотрим на всех с улыбкой и сочувствием.
Доклад Анны Гуровой «Три ловушки для автора славянского фэнтези» я ждала, так как пишу на материале сказок Архангельской области. Анна Гурова: «Славянское фэнтези на первый взгляд представляется достаточно простым жанром: берешь русские сказки и пересказываешь их на современный лад или делаешь кальку с западноевропейского фэнтези, меняя эльфов и гоблинов на леших и русалок. Однако, погрузившись в работу, автор вдруг обнаруживает перед собой ряд развилок, где выбрать ложный путь означает фактически убить роман. Один неверный шаг — и мы получаем нечитаемый текст на странном псевдобылинном языке; или книга перегружена древними реалиями до такой степени, что требует комментария и словаря потолще самой книги; или же — если автор пошел по легкому пути — шаблонное фэнтези, где Темного лорда зовут Кощей и других различий между ним нет… Популярных книг в этом жанре, написанных красивым языком, с оригинальным и живым миром, где сказочного и древнеславянского в меру, не так уж много» .
Я себе целый конспект набросала! Могу поделиться)))
Настоящим подарком для нас стало появление на лекции Марии Семёновой, которая тоже привела свои примеры неудачных псевдославянских текстов.
Круглый стол «За пределами ведомых нам полей. Самореализация фантастов и фанткритиков за пределами литературы» на мой вкус был самым скучным мероприятием. Потому что я не собираюсь зарабатывать на творчестве.
Захватила кусок мероприятия «Круглый стол» «Чего ни хватишься — ничего нет. Почему у нас не существует индустрии фантастической периодики и что сделать, чтобы она появилась?». Увы, рецептов, как стать популярным фэнзином и как не бросить идею издания журнала или ведения паблика, я так и не услышала. Хотя спикеры были весьма компетентными. В общем, все на энтузиазме: «Пилите, Шура, она золотая».
Я посмотрела программу и опечалилась: как много ускользнуло от меня, сколько бы я хотела увидеть и услышать. Практикум, как снимать короткометражки, материалы секции перевода, дискуссии о мужчинах в феминистической фантастике, легенда о пражском студенте, конкурсы о вампирах «Трансильвания» и многое, многое другое.
Закрытие конвента было очень торжественным и вместе с тем трогательным.
А потом был банкет. И это было здорово. Он начинался как собрание интровертов.
Но потом…
В общем, уезжать было жалко…
Надеюсь, в 2022 году мы снова соберемся вместе!