Новая рецензия в двенадцатом номере «Даркера».
итературный критик Василий Владимирский, знакомя российских читателей с Фрицем Лейбером, очень точно заметил: «Лейбер остается типичным писателем своей эпохи, который при этом неустанно трудился над обновлением и переосмыслением канона».
В центре романа «Матерь Тьмы» — Франц Вестен, писатель, оккультист, астроном, алкоголик. Жизнь главного героя застыла между вчера и сегодня. Вчера он был счастлив с любимой женой, но рак не пощадил ее, и поэтому «сегодня» для Франца Вестена не наступило. Он не смирился с утратой и имитирует полноценную жизнь, выстроив цепь ритуалов, которые могли бы сохранить его привычный мир. Он живет среди теней прошлого, не замечая, как те обретают силу и власть, как их оживляет и питает его тоска.
Действие романа происходит в Сан-Франциско. Этот город очень значим для автора: он сам и его кумиры Джек Лондон, Кларк Эштон Смит, Г. Ф. Лавкрафт, Артур Мейчен, Амброуз Бирс, Сакс Ромер, Дэшил Хэмметт, М. Р. Джеймс либо жили, либо бывали там как в центре оккультизма и философии. Многие из них были духовными учителями и единомышленниками Лейбера. Несмотря на то, что никто из этих персон не стал прототипом героев «Матери Тьмы», их присутствие в тексте связано с увлечениями автора мистикой, потусторонним миром, духовными практиками и философскими исканиями.
Значительное место в книге отводится истории о вымышленном писателе Тибо де Кастри, поэтому композиционно роман представляет собой рассказ в рассказе. Главный герой ищет причину своего беспокойства, ему кажется, что на него действует проклятье Кларка Эштона Смита, адресованное вовсе не ему. Случайно купленная книга «Мегаполисомантии» Де Кастри имела в себе часть дневника Смита, и оба текста магически воздействуют на жизнь героя. Чтобы разобраться в событиях, Франц Вестен изучает биографию Тибо де Кастри, роется в его прошлом, совершая довольно существенный экскурс в историю.
Продолжение по ссылке: