Живая классика и я в жюри

Живая классика (рефрен «С детьми надо работать).

В марте 2022 г. мне удалось поучаствовать в составе жюри муниципального этапа «Живой классики». Делюсь впечатлениями от мероприятия .

Первое, что хочется отметить: в нашем Калачеевском районе Воронежской области много талантливых детей,  и актерских  дар этих ребят и девчонок у меня сомнения не вызвал. Печалит то, что участников маловато. Я объясняю низкий уровень интереса к мероприятию тем, что дети мало информированы о том, что представляет собой конкурс. Мы, взрослые, и прежде всего учителя, мало рассказываем детям о том, какие преимущества бывают у победителей конкурса, в чем его отличие от других мероприятий. Уверена, что многие ребята думают, что это очередное соревнование для галочки, для портфолио. Этим портфолио мы буквально замучили детей. Напихиваем его грамотами, благодарностями, которые подчас раздаются всем подряд, что обесценивает награды в целом и старания детей.  Поделка «Дары осени» — грамота, «Живая классика» — грамота. Одной больше, одной меньше… С детьми надо работать.

Второе, что хочется отметить: участвовали не все школы, поэтому конкурентная борьба была не такая острая, как хотелось бы. Явные фавориты определились сразу. СОШ № 6, Заводская СОШ не участвовали.

Третье, что хочется отметить: девочки традиционно сильнее мальчиков. Это прискорбно))) Мы живем в эпоху великих актеров на «М»: Миронов, Маковецкий, Машков. Да и греческий театр начинался с мужчин-актеров, а театр кабуки? Где, вы артистичные мальчишки?

Теперь о текстах. Лично я заметила некое несовпадение возраста чтеца и потенциальной целевой аудитории текста у нескольких выступающих, и диссонанс тем был заметнее, чем скучнее было чтецу.  Несомненно, талантливый гимназист имел бы больше шансов на успех, если бы ему дали другой текст, а не сказку Пришвина (при всем уважении к певцу русской природы).

Вообще, выбор текста в большинстве случаев — заслуга педагога. Знаю, что есть ребята и девочки, которые настаивают на определенном тексте, выбирают его сами из рекомендованного списка. Хорошо, если это «попадает» в цель, как у Логиновой Евы.  Но многие участники  не видят себя со стороны, их никто не критикует, они участвуют впервые, и не знают своих преимуществ и недостатков. А именно знание своих слабых и сильных сторон и делает победу.

 Очень порадовал чтец из Коренновской школы, который взял отрывок из «Пикника на обочине» А.и Б. Стругацких. Какой мальчишка! Интеллект и культура речи видны сразу, уместная сдержанность. Вместе с тем отсутствует стеснение, которое всегда портит и делает чтение деревянным. Но отрывок был невыразительный, состоял почти сплошь из малоэмоционального диалога, а ведь в повести есть такие яркие эпизоды!

Многие педагоги облегчили себе задачу, выбрав тексты-хиты. Отрывки из «Маленького принца» А. Сент-Экзюпери, Писаховская «Модница» и тому подобное. На региональном уровне из года в год эти тексты присутствуют, и восприятие от чтения у жюри смазывается от того, что заметна некая    манипуляция. В моем случае она сработала – Вероника Абрамова из Новомеловатской СОШ покорила мое сердце со сказкой Степана Писахова. Но это меня… А я знаю, как требовательны и строги бывают члены  жюри в областном городе. После десятого конкурсанта с «Модницей», из года в год… Они недоумевают.  Мы ждем эмоции и мы ее получаем либо не получаем, и обман этих ожиданий может больно ударить по результату.

У многих чтецов были явные проблемы с дикцией. Слава богу, наш знаменитый суржик не высовывал голову.  Это порадовало. Изжили фрикативное «Г» и придыхания, обрыв окончаний слов и выпадение гласных из корня. Но шипящие, свистящие звуки многим не удавались. Были также грассирующие чтецы, что сразу «идет в минус». Дикция и внятная речь — это объективные показатели, которые надо сразу учитывать при выставлении конкурсанта. Это для школы участие ребенка – галочка, а для самого ребенка – стресс, потраченное время, обида и разочарование в конце. Смешно, когда ребенок смазано произносит свое имя и школу, а потом очень артистично читает текст. Представление – это процесс от начала и до конца. И потому я заглядывала в заявку, чтобы понять, кто же передо мной. И вот что мне открылось… Оформление заявок от школ уникальное. Мало того, что есть и такие, которые  оформлены «как придется». Я нашла три неправильных написания фамилий писателей. «Братья Стругацкие», «Светлана Алексевич (вместо Алексиевич), «Владимир Железняков»  (вместо Железников). Надеюсь, заявки оформляли не учителя русского и литературы, а (к примеру) секретари.  

Теперь о тех работах, которые понравились больше всего, но до победы не дотянули.

Никитенко Евгения и Невзорова Софья – умницы. Это Заброденская СОШ. И вообще очень приятное впечатление от всех конкурсантов из этой школы. Обаятельные, открытые, не переигрывают. Тексты выбраны по возрасту, скуки не вызывают, а вызывают сопереживание.

Акулова Елена и Прусакова Марьяна из Новкриушанской СОШ. Слишком правильное и немного скованное чтение, но все равно мило и замечательно.

Колодяжная Анна из Семеновской СОШ. Пятый класс, старательная девочка очень обаятельная, артистичная, в следующий год у нее есть все шансы войти в тройку лидеров.

 Два слова о фаворитах.

Логинова Ева – СОШ № 1. До уровня актерского мастерства этого ребенка не дотянулся пока из конкурсантов никто. Это не просто чтение, это сокровенный рассказ, от которого мурашки по коже. Правильная, уместная интонация,  когда текст воспринимается как экспромт, настолько он прочувствован и выстрадан.

Абраменко Вероника и Червинская Анастасия из Новмеловатской СОШ – понравились необычайно. Вероника своим  детским непосредственным восприятием персонажа сказки, а Анастасия – взрослым и осмысленным проживанием горестной судьбы героини.

Я надеюсь, что о детях-конкурсантах «Живой классики» напишет  районная газета. Не скупую заметку, а хороший репортаж.