Интервью журналу «Союз писателей»

Вопросы мне задавала прекрасная Нина Гаврикова, редактор журнала, поэтесса, руководитель детского творческого объединения «Озарёнок», лауреат премии «Филантроп» и общественный деятель из г. Сокол.
*********
– Ирина Владимировна, здравствуйте! Наши читатели журнала «Союз писателей» уже знакомы с Вашими произведениями? Напомните в каком номере и что было опубликовано?

– Здравствуйте, дорогая редакция. В журнале «Союза писателей» моих произведений не было, но в 2019 году в журнале «Страна озарение» № 68 были опубликованы мои стихи. Также в различных сборниках издательства были мои стихи и прозаические миниатюры.

– Хочется узнать о Вас как можно больше. Расскажите о себе, где Ваша малая родина, кто родители, какое получили образование, дочь похожа на Вас?

– Я родилась и живу в г. Калаче Воронежской области. Городок небольшой, жизнь в нем ничем не интересна. Промышленность, образование и культура в упадке, на всё смотреть больно. Благодаря интернету и возможностям дистанционного обучения ситуация исправима. В целом я не оптимистично смотрю вперед, возможно, из-за того, что работаю судьей и вижу регресс общественной жизни, рост преступлений и конфликтов. Мой отец тоже был юристом, к сожалению, он семь лет назад скончался от тяжелой болезни, мама – учитель на пенсии. Сын служит в Забайкалье, он не стал отлынивать от воинского долга. Дочь — школьница, много читает, занимается литературным творчеством, рисует, иллюстрирует книги.

– С чего начался Ваш творческий путь? Расскажите о первых произведениях.

— Я начала писать недавно. Первый рассказ опубликовали в 2012 году в знаменитом журнале «Аврора», но мои близкие не одобрили мое увлечение, и я бросила заниматься литературой. Об этом я сильно сожалею. Упущенное время ничем не компенсировать. Сейчас много программ для авторов до 35 лет, бесплатного обучения, грантов на издание книг, государственной поддержки творчества. Это для меня не доступно. Тем не менее, мой второй рассказ я отправила на конкурс «Антоновка сорок плюс» и стала первым в стране лауреатом в 2019 году. Это был рассказ «Инвентаризатор», который выдержал много публикаций, в том числе в журнале «Юность». Он повествует о нравственном выборе убийцы, который не в состоянии осознать ответственности за свои действия, так как работает по заказу.

– Как долго длится работа над одним произведением, будь то стихотворение, рассказ или повесть?

— Все очень индивидуально. Стихотворение пишется быстро, на одном вдохновении. Над любой прозой я работаю долго. Замысел формулируется быстро, но проработка сюжета, плана занимает много времени. Один рассказ я писала год, мне не нравилась его кульминация, средства выражения главной идеи. Работа над романом «Хищники царства не наследуют», который увидит свет в 2022 году, шла два года. Первый черновик был написан за три месяца. Остальное время заняло обсуждение книги на семинарах, вычитка текста, редакторская правка.

– Из каких этапов складывается рабочий процесс?

— Работа над прозой всегда для меня начинается с четкой формулировки идеи. Например, основная идея книги «Хищники царства не наследуют» заключена в ее названии. Я убеждена, что преступление нельзя оправдать ничем. Убийство нельзя исправить. Нет ни одной жизненной цели, которую оправдывает насилие. Идея произведения сразу показывает мне, как автору, главного героя и его антагониста. Потом прорабатываются характеры, внешность, судьба героев. Потом пишется хронологическая фабула, а потом структура текста вплоть до эпизодов. Работа над исторической прозой включает в себя также глубокое изучение эпохи, языка, политических событий, быта, культуры, всех мелочей. Например, сколько стоил проезд у ямщика в конце 19 века по городу, из какой ткани шили шинели, как назывались городские газеты, сколько детей училось в земской школе небольшого городка. Проза – это сложный процесс, но это для меня гораздо интереснее моей поэзии.

– Что помогает Вам призвать вдохновение? Вы пишите каждый день?

— Вдохновения не существует. Существует желание творить и поиск наиболее выразительных средств для творчества. Я пишу каждый день, но принуждения в этом не вижу. Это огромное удовольствие. Кроме того, я много читаю по интересующим меня темам, работаю одновременно над несколькими произведениями. Проза должна «полежать», прежде чем я приступлю к окончательному варианту.

– В какой последовательности Вы бы рекомендовали читателям знакомиться с Вашим творчеством?

— Это трудный вопрос. В «Журнальном мире» на моей странице выложены самые популярные у читателей тексты. Например, там есть повесть для подростков «Сами вы жертвы!», она была номинантом года премии журнала «Сибирские огни». Эта повесть мне очень дорога.

– За что вы получили свою первую награду? Какая из наград самая дорогая?

— О первой награде я уже рассказала. Самые значимые в ушедшем году победы были на фестивале «Славянские традиции» — XXII в Крыму и на «Осиянном слове» в Подмосковье, а также медаль Европейского конгресса литераторов. Победы присуждены за малую прозу, в том числе и за сказки. Да, я пишу сказки и сказы в стиле Бориса Шергина и Степана Писахова. Эти победы позволили мне заключить контракт на издание сборника «Сказки, сказы, были и былички».

– Как относитесь к критике?

— Я сама являюсь литературным критиком, много публикую рецензий на прозу и поэзию, и даже стала финалистом премии «Эхо» — 2021 г. Критика помогает автору развиваться и продвигать свое творчество. Негативные отзывы тоже выслушать бывает необходимо, чтобы понять, что удалось, а что нет. Начинающие авторы не готовы к критике, но это неправильно. Восторг от произведения должен испытывать читатель, а не автор.

– Что бы Вы пожелали юным авторам? Какие советы дали?

— Полагаю, что нужно много учиться и много читать. Найти свою нишу в литературе, сегодня, когда пишут абсолютно все, – очень сложно. Если вы хотите публикаций не только в социальных сетях – читайте хорошую литературу и совершенствуйте свое литературное мастерство.