Интервью семинару «Малеевка-Интерпресскон»

Интервьюировала Жозе Дале, писатель, постоянный участник семинара «Малеевка-Интерпресскон».

Февраль, 2022 г.

Каждый пишущий человек мечтает однажды издать свою книгу. Ирина Соляная сделала этот важнейший шаг, отделяющий начписа от профессионального писателя. В 2022 году у нее выходят сразу две книги в крупных издательствах — чем не повод поговорить о Малеевке, о жизни, пути к успеху и правильном расположении морковок перед писателем.

В начале любого интервью писателя просят представиться, так что расскажи немного о себе. Что нам важно о тебе знать?

Привет всем авторам и читателям. Обо мне важно знать буквально то, что я — воплощение мечты всех прокрастинаторов. Тот самый случай, когда всё приходит к автору само в назначенный час. Писать я начала в 2019 году, за три года стала лауреатом десятка премий, имею более 100 публикаций малой прозы. Ожидаю в 2022 году выхода сборника рассказов и романа в крупных издательствах России.

Расскажи подробнее о выходящих книгах. Я знаю, что у тебя выходит сборник рассказов под названием «Недолюбленные» и роман «Хищники царства не наследуют» — прекрасное название, кстати. О чем они?

Сборник рассказов «Недолюбленные» выйдет в издательстве Руграмм. В нем собраны рассказы и короткие повести о том, как ведут себя люди, ставшие жертвами обстоятельств: которых постигла беда, которым не досталось любви близких. В нем я поднимаю вопросы о том, как мало мы готовы дарить, и как легко можно сдаться на милость злодейки судьбы. Но в общем и целом в сборнике рассказывается о людях, которым удается преодолевать трудности. В книге около 300 страниц историй о разных людях. Девочка — свидетель преступления, узбек-беженец, инвалид-колясочник, мальчик, попавший в колодец коллектора, дочь, которую мучит чувство вины перед умершим отцом. Общая концепция сборника такова: «Если ты хочешь быть жертвой — будь ей, но чего стоит такая жизнь».

Роман «Хищники царства не наследуют» назван по известной цитате из Священного Писания. Это история о том, что никакое раскаяние не загладит вреда от преступления. Нехристианская идея проиллюстрирована высказыванием из Библии — и это главный парадокс романа. В нем я рассказываю о человеке, который ради богатства совершил убийства, предательства, и в итоге потерял всех, кого любил. Раскаяние было запоздалым и не спасло от возмездия, потому что в своей сути герой остался хищником. Особенность романа в том, что главным героем является обаятельный, но жестокий и коварный человек, носитель контр-идеи о том, что кому-то в жизни можно всё. И эта контр-идея терпит поражение.

А как тебе современная тенденция фокусировать внимание на чьей-то нелюбви, в основном родительской? Как будто каждый человек рождается в мир с положенной комплектацией, в которую входит чужая любовь — и если ее нет, то тебя на почте обокрали. Проще говоря, позиция жертвы сейчас крайне популярна и не подлежит оспариванию, а идея «Нелюбви», как я понимаю, диаметрально противоположна. Что бы ты ответила читателю, который обидится и обвинит тебя в виктимблейминге?

Современная тенденция мне совсем не нравится, потому что она захлестнула волной общество, и я вижу, как даже в нормальных с точки зрения обычной морали семьях, у родителей воспитывается чувство вины по отношению к детям. И хотя корни многих бед нужно искать в детстве и воспитании, но далеко не всегда. Я считаю, что позиция жертвы — это позиция простая и легкая. Достаточно позволить себе страдать — и ты уже можешь рассчитывать на сочувствие. Но я уважаю людей, которые по натуре борцы. Такие люди не ждут жалости, а ищут способа решения своей проблемы. Пусть способ решения будет зависеть от помощи других людей, просить о помощи не стыдно. Главное то, чего хочет человек — жалости или действия.

Насколько я знаю, обложку для сборника «Недолюбленные» тебе рисовала Наталья Караванова — еще один человек, с которым тебя свела Малеевка.

Да, она умница такая. Правильно поняла мой замысел — я показывала ей образец, но страшноватый, а она по-доброму сделала. Я не хотела серийную обложку, и Наталья сделала все полностью, даже в технической рамке (толщина форзаца, разрешенные шрифты).

Кстати, это не секрет, в каких издательствах выходят твои книги?

«Недолюбленные» — в Руграмм, «Хищники…» — в издательстве Городец. «Хищники..» подробно разбирался на семинаре Малеевка -2020 г., получил рекомендацию к изданию, и был принят в публикацию издательством.

А что стало для тебя толчком добиваться издания? Малеевка? Вот если я начну бегать по издательствам, то из зависти к Соляной.

Да, Малеевка. У меня до семинара не было уверенности, что я делаю что-то интересное. Кстати, роман я очень сильно переделала благодаря рекомендациям Алана Кубатиева и организаторов.

Сколько раз ты была на Малеевке?

Дважды. В 2020 и 2021 году.

Малеевка 2020
А еще поедешь? Все-таки договор с издательством перевел тебя из начписов в ранг профессиональных писателей.
Я бы и в этом году поехала, но подкачало здоровье. Обязательно приеду в следующем, потому что вижу для себя большую пользу. В обучении, общении, в повышении уровня своего критического анализа.
Расскажи специально для начписов: как проходил сам процесс работы с издательством? Ты просто пришла с улицы, отправив рукопись на публичные контакты? Или у тебя был кто-то, кто тебя представил? Что делать человеку, который мечтает издать свою книгу?
Я отправила рукопись «Хищника» в Городец, приложила синопсис, справку об авторе и рекомендацию семинара Малеевка. Через полгода я написала повторно, и мне сказали, что мой текст принят.
В случае с Руграмм было иначе. Я отправила не только подробный синопсис, но и сведения, где и когда мои рассказы побеждали (фестивали и конкурсы), а также план продвижения книги. Издательство увидело коммерческий потенциал книги, решение было принято в течение 2 недель.
В обоих случаях я писала на электронную почту издательств, выложенную на их сайтах.
Ого, как интересно! В этом году на Малеевке мы обсуждали способы сетевого продвижения авторов. А что включал твой план продвижения книги?
Интервью с автором в крупных СМИ, работа с блогерами, встречи с читателями, участие в книжных мероприятиях, онлайн-мероприятия.
И издательство реально может это обеспечить? Принято думать, что вкладываться в новичков никто не хочет.
Нет, от издательства бесплатной поддержки много не будет. Обещали помочь с проведением встреч с читателями, объявление о выходе книги в соцсетях издательства, выдвижение на премии. Остальное — это то, что автор сможет сделать сам.
Не нужно стесняться обращаться напрямую в СМИ. Региональные журналисты зачастую рады взять интервью, сделать статью об авторе.

Кстати, о том, что человек может и должен делать сам: ты — невероятно трудолюбивый и дисциплинированный человек. Поделись с лодырями рецептом своей трудоспособности.

Рецепт один. Я не молодая женщина и не могу говорить: у меня все впереди. Я реально понимаю, что надо каждый день делать хотя бы один шаг к своей цели.

Получается, что эффективнее подвешивать морковку не спереди, а сзади. А каковы твои творческие цели? В общем и на ближайшее время.

Моя цель — жить интересно. Литература мне эту цель помогла реализовать. А в более практическом плане есть два важных дела: дописать сборник «Сказы, сказки и былички» и написать в этом году подробный план романа о женщине, уехавшей на каторгу за женихом-народовольцем.

Ты о нем рассказывала, и я буду первой в очереди на почитать. Привезешь его на следующую Малеевку?

Не успею, увы. На Малеевку я привезу переделанную фэнтези «Неправильная пчела». Над историческим романом я буду работать не меньше пяти лет, там слишком большой временной пласт нужно изучить. И я планирую творческие поездки в Омск и дальше, в острожные места.

Вот и живой пример того, как литература делает жизнь интересной. Спасибо тебе за очень интересный разговор, и я надеюсь, что мы увидимся в следующем году на Малеевке.

И тебе спасибо за вопросы и неподдельный интерес к моему творчеству.