Обзор журнала «Наш современник», №4, 2022

Обзор опубликован на сайте Печорин.нет

«Пришло время и Слову»[1]

Апрельский номер «Нашего Современника» за 2022 год открывается публикацией стенограммы выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина в День работника культуры, 25 марта 2022 г. Владимир Владимирович Путин в режиме видеоконференции встретился с лауреатами премии Президента для молодых деятелей культуры 2021 года и премии Президента в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества 2021 года.

В стенограмме публикуются важные тезисы, определяющие государственную политику в области культуры, осуждается культура отмены, высказываются мысли о недопустимости искажения исторической правды и необходимости поддержки и развития истинных ценностей русской литературы, принимающей все лучшее и созидательное и отторгающей всё лживое и сиюминутное.

Представленная речь задает тон всему номеру. В апрельском выпуске нет «проходных» произведений, и публикуются авторы из многих регионов страны, разных возрастов и взглядов, которых при этом объединяет любовь к русской культуре.

В разделе «Проза» представлены произведения различной жанровой направленности: рассказ, повесть и роман.

Остросоциальная драма семьи переселенцев из Казахстана открывается в рассказе Михаила Чванова «Прирастай, Россия!». М.А. Чванов – известный прозаик, путешественник и вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры. Председатель созданного им Аксаковского фонда. В фокусе его писательского внимания оказалась непростая политическая ситуация из нашего настоящего. С документальной точностью исследуется политическая подоплёка причин переселения и трудностей, с которыми сталкиваются русские люди, оставшиеся без поддержки. Гонимые с чужбины, они приезжают в Россию, готовые трудиться, созидать, бороться и жить. Но, столкнувшись с бездушием чиновников, теряют веру и опору. Непростые вопросы подняты М.А. Чвановым, и хотя текст выглядит излишне политизированным, он актуален как никогда.

Апрельский номер «Нашего современника» продолжает публикацию романа Романа Кожухарова «Днестр впадает в Чёрное море». Данное произведение будет интересно поклонником постмодернизма в литературе. Сложные метафоры, многослойные диалоги, длинные философские экскурсы, отсутствие динамики в сюжете характерны для этой прозы. Многослойность романа придется по вкусу читателям, которые готовы к разгадыванию тайн современных текстов, к игре с культурными отсылками. Продолжатель лучших традиций жанра антиутопии «Днестр впадает в Чёрное море» погружает читателя в страшный мир ЦИРКа. Место, напоминающее ад Данте, становится ареной для испытаний людского духа.

Также крупная проза представлена повестью Залимхана Абдулаева «Дневник профессора Эльбаева». Это первое крупное произведение, вышедшее из-под пера данного автора. Залимхан Абдулаев – врач, выпускник Литинститута. Судя по всему, повесть основана на реальных событиях, потому что автором использованы приемы набирающего популярность жанра автофикшн, изобилующего фактами из жизни автора и его окружения, но прошедшими литературное переосмысление с нотками и вкраплениями художественного вымысла. По композиции повесть представляет собой рассказ в рассказе. Герой повести – молодой хирург из провинции волею судеб получает дневник своего родственника. Профессор Эльбаев рассказывает о своем непростом жизненном пути без прикрас, не надеясь, что его дневник станет кому-то доступным. Медицина, которая была его мечтой с юности, далась ему непросто. Внезапно он узнает, что поступление в московский институт буквально спасло ему жизнь – вся семья Эльбаевых по доносу подверглась репрессиям, погибли самые близкие люди. Начинается преследование и самого молодого врача, несмотря на близость к Серго Орджоникидзе и самому товарищу Сталину. Врачу чудом удается избежать расправы. Дневник обрывается, оставляя главному герою повести и читателям печальные размышления об эпохе и ничтожной и вместе с тем великой роли человека в истории.

Поэтические подборки в журнале наполнены светом и музыкой русского слова.

Цикл стихотворений московского поэта Ивана Александровского «Медный голубь с тяжелым крылом» вопреки названию не тяжеловесен. В строках теплится надежда на благополучный исход всех потрясений, как в душе человека, так и в обществе. Подобно тому, как выживает вьюнок на чугунной ограде, прилетает вертолет для спасения заблудившихся на реке.

Молодой севастопольский поэт Тихон Синицын в подборке «Синдбады Тавриды» демонстрирует прием гармоничной звукописи, представляя нам то студеное эхо зимы, то широкоскулых божков степей, то вселенную, несущуюся со скоростью самоката. Неожиданность авторских метафор покоряет смелостью. Дождь точит лясы, стрижи переодеваются в птеродактилей, а созвездья колючи, как артишоки.

Стихи Валерия Самарина из Рязанской области, лауреата премий А. Платонова, С. Есенина, победителя многих литературных конкурсов, объединены в подборку с названием «От земли до солнечных высот». Произведения характеризует спокойная интонация, созерцательность и внимательное отношение к окружающему поэта миру.***Частичку солнца вижу в хлебе,Лежащем на моем столе, –Ведь он воспитывался в небе,

Хотя и вырос на земле.

Недавно отпраздновавший семидесятилетний юбилей Валерий Самарин продолжает удивляться и радоваться каждому счастливому дню. Пусть «длится жизнь, божественная милость!».

Журнал позиционирует себя, не только как литературный, но и общественно-политический, потому раздел «Очерк и публицистика» представлен несколькими работами. Статья Виктора Боева к семидесятилетию А.Д. Артамонова, бывшего калужского губернатора, председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам; статья Валерия Сдобнякова к тридцатилетию великого крушения СССР «Путешествие к мечте». Глубокий анализ российско-украинского конфликта представлен в статье доктора философских наук Виталия Даренского «Четвертая Отечественная война – за восстановление России». Проблемы Азовского моря раскрыты в очерке Евгения Коваля. Весьма острой выглядит статья об информационной войне «Выстрелы бездействия в спину» Александра Боброва, в которой он высказывает опасения медленной реакции СМИ на происходящие политические события и отсутствие государственного регулирования вопросов освещения противостояния России и Украины в глобальном конфликте.

Марина Щербакова посвятила вопросу учреждения в Иерусалиме Русской Духовной Миссии в середине ХIХ века статью «В преддверии Русской Палестины». К истории противостояния двух великих композиторов обращается Александр Белоненко в очерке «Шостакович и Свиридов: к истории взаимоотношений», раскрывая не только вопросы борьбы классического подхода с авангардным в создании музыкальных произведений, но и тему допустимости «легких жанров» в исследуемый период. Статья изобилует историческими фактами, содержит интересные интерпретации событий прошлого.

Вячеслав Щепоткин в очерке «Люди на пороге жизни» (свидетельские показания соучастников) приводит вспоминания об охотничьем сообществе и рассказывает о своей «ружейной страсти», начавшейся еще в подростковом возрасте. Значительное место отводится и рыбацким историям. Повествование плавно перетекает в воспоминания о политической деятельности автора, депутатском прошлом.

Критик Татьяна Никольская обращается к теме отображения коммунистической оппозиции в советском и российском кино. Её статья «Картину с Троцким показывать нельзя…» подробно освещает исторические вехи развития, а вернее, замалчивания острой темы в кинематографе.

Кроме того, в разделе «Очерк и публицистика» Александр Медведев предлагает «Читать Достоевского без слёз», рассуждая о своевременности размышлений русского классика о месте либерального интеллигента в России ХIХ века, что невольно перекликается с нынешними событиями, расколовшими общество.

Номер содержит «программную» статью Николая Иванова «Точка «Ноль»», председателя Правления Союза Писателей России, в которой даются ответы на важнейшие вопросы о связи творчества и общественной роли писателя и поэта. Выбраны исключительно верные и точные слова, призывающие творческую интеллигенцию снова занять место властителей дум и работать на благо страны, не бояться поддержать русских людей в их праведной борьбе с фашистским игом, западной военной экспансией.

О выборе художника слова как гражданина высказывается также Владимир Козлов в эссе «Поэзия как полная противоположность идеологии». Нельзя не согласиться с тем, что именно в такие времена, как сегодня, становится очевидным, что искусство должно думать о человеке, переживать его драмы и трагедии независимо от его национальных, идейных и иных принадлежностей. Осознание художником своей миссии – это сродни принесению клятвы Гиппократа.

Все эти злободневные материалы, безусловно, важны для вдумчивого читателя, хотя и весьма необычно их встретить в литературном журнале.

Знаменитый критик Александр Балтин в эссе «Словесное сияние советского деревенского космоса» говорит о совести, как альфе книг Федора Абрамова, о мощном голосе природы в повестях Валентина Распутина, о деревенском эпосе Шукшина и Казакова, о млечной метафизике Василия Белова.

Номер завершает рубрика «Слово читателя», в которой Валерий Скрипко вспоминает о людях сибирской стороны.


[1] Строка из статьи Н.Ф. Иванова «Точка «Ноль»».

https://pechorin.net/raz/354